Бизнес Украины вчера лег на смертное ложе? Завещание готово

Бизнес Украины вчера лег на смертное ложе? Завещание готово

На протяжении текущей недели слова налоги, НДС, упрощенная система дефицит упоминались чаще, чем когда-либо в течении месяца. И, оказалось, не зря. Приняли. Причем – оба Кодекса. Если при обсуждении Бюджетного, чаще всего оговаривали дефицит бюджета и грядущую на следующей недели Миссию МВФ, то в плане Налогового – спрогнозировали конец… малого и среднего бизнеса в Украине. Эксперты были единомышленниками как никогда, участники рынка жаловались – их не задействовали в процессе разработки, более того, не ознакомили с документом перед принятием окончательного решения. Отметим, мнения экспертов и действующих политиков не совпадают по многим нормам.

2010-06-19

Кто потрудился во славу налогов?

Законопроект №6509 \Налоговый кодекс\, внесенный в Верховную Раду во вторник вечером, кардинальным образом отличается от проекта документа, ранее подготовленного Кабмином. Новая версия проекта Налогового кодекса оставляет неизменными максимальные ставки НДС и налога на прибыль как в 2011 году, так и после 2015 года. Обещанное ежегодное снижение ставки НДС на 1 процентный пункт, до 17%, будет действовать лишь на протяжении трех лет – с 2012 по 2014 год, а потом ставка снова будет составлять 20%. В этот же период ожидается и ежегодное снижение на 1 п.п. базовой ставки налога на прибыль – до 17%. Затем ставку повысят до 20%, хотя с учетом максимальных дополнительных ставок местных органов власти ее общий размер составит нынешние 25%.

Ключевой в реформе станет возможность устанавливать в различных населенных пунктах Украины разные ставки налога на прибыль. Согласно ст. 20 разд. III проекта, Верховная Рада Автономной республики Крым, областные советы, а также горсоветы Киева и Севастополя смогут устанавливать сверх базовой (17-20%) дополнительную ставку до 2%, а райсоветы и советы городов областного значения – до 3%.

Значительно отличаются от заявлений Кабмина и другие нормы. В проекте не учтена идея введения налога на недвижимость, отсутствует норма об освобождении от НДС операций по строительству жилых объектов. Ежегодная индексация на уровень инфляции будет применяться к ставкам сбора за специальное использование лесных ресурсов, воды, радиочастотного ресурса, налога с собственников транспортных средств. Налоговые льготы (по НДС, налогу на прибыль и ускоренной амортизации) получат технопарки, энергосберегающие, экологичные и наукоемкие проекты. Туристический сбор в размере 0,5-1% от стоимости номера в отеле заменит курортный. А рыночный сбор и сбор за парковку будут взиматься только до 31 декабря 2013 года.

Государственная налоговая служба Украины (ГНАУ) к разработке налогового кодекса имела исключительно экспертное отношение. Налоговый кодекс разрабатывали экспертные группы, созданные при Министерстве финансов, привлеченные общественные организации. Они и отрабатывали дискуссионные вопросы. Последние \шли\ под эгидой вице-премьер-министра – Сергея Тигипко.

\Среди главных дискуссионных вопросов, возникших во время разработки НК: должен ли быть налоговый залог, на период административного и судебного обжалования решений – сообщений. Нужна ли государственная регистрация физических лиц в едином государственном реестре, как прописать механизм борьбы с теневыми схемами, каким должен быть срок проверки, - говорит заместитель главы ГНАУ Алексей Любченко. - Это как раз те вопросы, которые требуют сегодня обсуждения с общественными организациями, профессиональными изданиями, специалистами, из разных областей. Так как от них зависят решения, по какому курсу пойдет развитие бизнеса в Украине\.

Достижения и просчеты... и просчеты

Главное, чего достигает налоговый кодекс, это то, что принципиально уменьшается количество налогов. Потому что некоторые налоги обходятся государству намного дороже, чем те деньги, которые собираются. У нас общегосударственных налогов в проекте бюджетного кодекса 17, вместо 28. Местных налогов - 6, 14 вместо тех, которые на сегодня есть. Кроме того, пргнозируют улучшения процедуры администрирования налога на прибыль, а именно, приближение норм налогового учета с бухгалтерским учетом. Много экономически необоснованых расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом. Зачем они нужны сегодня - никто не может ответить. Экспертные группы нивелируют эти расхождения.

\Действительно, главным есть момент децентрализации налога на прибыль. В конце концов, государство отвечает общественности на вопрос, будет ли децентрализация, или будет заинтересованность местных органов власти в том, чтобы администрировать налог на прибыль, создавать благоприятные условия, инвестиционные условия для ведения бизнеса, - говорит заместитель главы ГНАУ Алексей Любченко. – Начиная из следующего года, мы будем иметь уменьшения ставки налога на прибыль на один процент на протяжении трех лет. Т.е., на 3% уменьшится ставка налога на прибыль - до 17. Вы сразу спросите, было 25, стало 17. И в этом, как раз, смысл, 5 % - отдается право распоряжения установления этой ставки на местные органы власти. Соответственно, 2 % на областные советы, Совет Автономной республики Крым, и 3 % на районные и горсоветы. Т.е., 5 % переходит из государственного управления на местное самоуправление налога на прибыль, установление ставки. Это - почти революция, потому, что местный совет уже будет сам создавать, таким образом, через финансовые механизмы, благоприятные условия для развития бизнеса. Кроме того, НДС. Много разговоров в Украине о НДС, и под большинством мыслей есть почва, и экономическая, и политическая, и социальная. Главная задача, которую решает налоговой кодекс - это нивелировать субъективное влияние администраторов, т.е., налоговой службы, таможенной службы, на процесс администрирования НДС. Как этого можно достичь? Через электронную отчетность, через электронные реестры, через упрощение процедур регистрации плательщиков. И много таких моментов, они прописаны в самом кодексе, возмещение НДС в конце концов, сроки возмещения НДС для экспортеров, потому что это - главная жила, которая наполняет валютой бюджет страны\.

С другой стороны… сплошные риски

Проект Налогового кодекса, поддержанный на текущей неделе парламентом в первом чтении, ведет к созданию налогового рая для избранных, - отмечают эксперты. \Мы видим в принятом вчера Налоговом кодексе намерения создать налоговый рай для избранных... когда правительство может предоставлять кому-то право не платить налоги через так называемые специальные режимы налогообложения\, - сказал экс-министр экономики В. Пинзеник.

По его словам, речь идет о механизмах освобождения импортеров от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и установления льгот по налогу на прибыль.

Кроме того, экс-министр экономики высказал мнение о неоправданности риторики правительства о запланированном снижении налогов. \Декларируя снижение налогов, ведут речь об их повышении... Логика снижения налогов в том, что этому должно предшествовать снижение расходов\, - сказал он.

Он подчеркнул, что снижение ставок налогов в условиях сохранения высоких расходов государства может привести к проблемам с возмещением НДС, уплате налогов наперед, сложностям с расчетами за закупаемые за бюджетные средства товары. \Проект Налогового кодекса предлагает предоставить налоговой администрации целый ряд новых механизмов по изъятию средств в бюджет: через отмену возможности согласовывать налоговые обязательства, возвращение безакцептного списания средств со счетов предприятий, - говорит эксперт. - Наличие рисков, связанных с предоставлением возможности для сотрудников налоговой по доступу в жилище налогоплательщиков. Я никогда не считал позитивом введение для кого-то льгот. Налоги должны платить все. Относительно сокращения налогов. 12 налогов, абсолютно мелочные, не имеют принципиального значения для доходов. Дороже их собирать, чем средства, поэтому это правильное решение. Относительно снижения налогов, никакого положительного эффекта я от этого не ожидаю, потому, что оно не стало следствием сокращения расходов. А не сократив расходы, государство все равно достанет бизнес через невозвращение НДС, через переплаты налогов, через невыполнение, непроплату выполненных работ или услуг для бюджетных организаций, или через худший вариант при существующем дефиците - это просто печатание денег\.

\В бюджете есть огромная дырка, которая называется дефицитом. Сегодня, никто не снижал налоги, но все знают хорошо: НДС обертывают бумажками или не возвращают вообще. Это - вымытые оборотные средства. Непроплаченные обязательства – это силой взятые оборотные средства. Это заведомо взятые налоги, это взятые оборотные средства, т.е., когда нет баланса бюджета, невозможно делать этот шаг правильно, если это следует за сокращением расходов, тогда это - положительная вещь. Когда этого нет, тогда эти вещи дают только отрицательные последствия\, - считает бывший министр.

Составил ли бизнес завещание?

Со своей стороны, народный депутат от фракции НУ-НС считает, что с новым Налоговым кодексом (НК) не выживет ни одна страна в мире. По его словам, предлагаемые нормы предназначены для роста и стимулирования большого бизнеса, но никак не малого и среднего.

\Решение профильного комитета Верховной Рады относительно правительственного проекта Налогового кодекса — сфальсифицировано, - считает глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин. - Вчера было сфальсифицировано решение комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, заседание которого не проводилось. Якобы решение подписано депутатами, членами коалиции, которые работают в комитете\.

Кроме того, парламентарий заявил, что в электронном виде документ официально поступил в комитет вчера в 15-30. При этом, по словам депутата, Налоговый кодекс состоит из 800 страниц текста. \Законопроект поставлен сегодня на рассмотрение в первом чтении вопреки 107 статье закона о регламенте, который предоставляет 14 дней субъектам законодательной инициативы для подачи альтернативных законопроектов\, - отметил он.

Когда начнет действовать новый Налоговый кодекс (НК), малый и средний бизнес со временем исчезнет в Украине, - отмечают политики. \То, что сейчас делает власть – это не обсуждение НК. Они (Правительство – ред.) пытаются построить экономическую вертикаль контроля над бизнесом, удержать оппозицию и удушить малый и средний бизнес, который может стать конкурентом большому, - говорит политик. – Если новый НК начнет действовать, малый и средний бизнес исчезнет в Украине. Вместе с ним и демократия, потому что демократия – это средний бизнес\.

Аналитики остаются беспристрастными, говорят скромно – главное, чего достигает налоговый кодекс, это то, что принципиально уменьшается количество налогов. Потому что некоторые налоги обходятся государству намного дороже, чем те деньги, которые собираются.

Будут ли сокращены налоги и как надолго – покажет время. Но будущее малого и среднего бизнеса, согласно предварительных оценок, все-таки, под вопросом. Хотелось бы и не верить, но слишком много мнений экспертов в этом плане совпадают. Пускай \злые языки\ пророчат, но последнее слово еще не сказано. За что боролись, на то и напоролись? Н. Катеренчук ранее вчера упомянул о массовых протестах в случае принятия документа, а В. Пинзеник сегодня заявил, что политику нужно менять в Украине и людей, которые ею \рулят\, только тогда что-то двинется с места. Но кто-то доволен, ведь Налоговый кодекс \завещает\ много норм...

 

Источник: Украинский Бизнес Ресурс

Просмотров всего: 48240 Просмотров сегодня: 21