Интернет магазины осваивают новые рынки

Интернет магазины осваивают новые рынки

Онлайн торговля динамично рассширяет ассортимент и захватывает рынки, которые традиционно принадлежали обычному ритейлу

По данным Google, современный человек в течении дня более 150 раз заходит в свой смартфон, а доля запросов в Google с мобильных устройств в конце 2015 года впервые в истории превысила долю запросов с десктопа. В целом, по миру более 50% интернет-трафика приходится на долю мобильных устройств.

Все эти цифры говорят о развитии интернет торговли в целом и мобильной коммерции в частности. В некоторых случаях мобильный канал сбыта может преобладать в коммуникации и даже в продажах. Рост e-commerce в Украине стал более заметным после появления 3G, c ростом популярности и доступности смартфонов.

Продажи уходят в сеть

Но мы отстаем от мировых лидеров продаж через интернет магазины — Китая, Англии, США — на 5-10 лет. По количеству заказов и посылок, проданных с помощью интернет-магазинов, мы тоже далеки от них. В Германии, например, приходится по 7 посылок на человека в месяц. Это едва ли не в 100 раз больше, чем в Украине. У нас – около 0,1 посылки.

Если сравнивать, например, со странами Западной Европы, то в Украине доля e-commerce в общей товарной рознице в 2,5 раз меньше. Там этот показатель составляет 7,5%, а у нас — 3%. Проникновение электронной коммерции в общую розницу в мире достигает 7,4% ($1,7 трлн.), а до 2020 года ожидается увеличение этой цифры до 12,8%.

Больше всего онлайн покупок в Гонконге: средняя годовая выручка на одного онлайн-покупателя в 2016 году там составила более $2800, норвежцы тратят в интернет магазинах около $2400, китайцы — $900. За последние 5 лет объемы онлайн-торговли в Китае выросли в 12 раз.

В погоне за продажами

По прогнозам, в ближайшие годы динамика роста интернет продаж составит 29-34% в год. Уже сейчас в Поднебесной более 900 миллионов онлайн-покупателей, что позволяет стране контролировать 42% мировых продаж через интернет.

Китайцы обожают покупать товары на китайских сайтах — JD, Ali (все сайты группы), а для разнообразия заказывают еще на Amazon и Ebay. Почти половина китайцев покупает продукты питания онлайн и все заказы доставляется только курьерами. Интересно, что 77% покупок китайцы совершают с помощью смартфонов.

Растут и ассортименты интернет магазинов. К примеру, на всем известном TMALL (Таобао) уже около 4 тыс. категорий товаров. Из них 50% товаров без брендов, а 2,5% — это иностранные торговые марки из 65 стран, но, к большому сожалению, Украины в этом перечне нет. В среднем, клиенты заходят на сайт 7 раз в день и просматривают до 20 товаров за один заход.

Способствует интернет-торговле в Китае сервис Wechat - аналог известных нам Skype и Viber, который стал не только средством коммуникации продавцов с покупателями, но и удобной платежной картой по QR-коду. Процент за транзакцию WeChat берет очень маленький, но когда этим инструментом пользуется 670 млн человек ежедневно (именно столько зафиксировано собственниками мобильных контактов, которые входят через интернет), суммы в итоге получаются очень большие.

В прошлом году рынок электронной коммерции в Украине рос еще быстрее, чем в предыдущем. Если за 2015 год товарооборот прибавил 32% (с 19 млрд. до 25 млрд грн), то в 2016 году он вырос на 52% — до 38,5 млрд грн. По прогнозам в 2017 году стремительный рост продолжится.

Украина самый динамичный рынок е-коммерции в Европе

По экспертным оценкам Ecommerce Foundation, доля электронной торговли Украины сегодня составляет около 3% всего объема ритейла (год назад было 2,1%). Но в большинстве развитых стран мира этот показатель достигает 10-15%. Поэтому Украина считается одним из самых динамичных рынков электронной коммерции в Европе, и потенциал для роста у нас — колоссальный.

Через год товарооборот может увеличиться еще, как минимум, на 30-40%, до 50 млрд грн.

Однако, далеко не каждую покупку клиент делает в интернете, даже если это возможно. Зачастую украинцу проще и быстрее купить все необходимое в обычном соседнем магазине.

Наш потребитель пока предпочитает лично выбрать и осмотреть сложный и дорогой товар; товар, опыта использования которого он не имеет. В Украине активно развивается так называемая омниканальность: покупатели ищут товары онлайн, но покупают офлайн, либо, наоборот, присматривают товары в обычных магазинах, а затем приобретают их онлайн.

Среди украинцев становятся востребованными в сети и новые категории товаров. В 2016 году в этот список попали продукты питания и напитки, инструменты и спецтехника, хорошие книги, подарки, товары для красоты и здоровья.

Рынок услуг также активно осваивает просторы интернет, но основные объемы сохраняют за собой товарные группы. При этом категории-лидеры электронной коммерции остались неизменными: одежда и обувь, косметика и парфимерия, бытовая электроника и прочие товары для дома и сада.

То, в чем нуждается украинский рынок e-commerce — это, по-хорошему, в трех-четырех новых игроках в сервисе доставки покупок, и в более удобных платежных системах. Выбор и конкуренция в этой области должны появиться. Поэтому строиться успех e-commerce в Украине, среди прочего, будет на высоком уровне доверия к магазину (в т.ч к способам оплаты), на быстрой логистике и первоклассном клиентском сервисе, качественной и достаточной информация о товарах и возможности подержать товар в руках перед покупкой (омниканальность).

Пока основная характеристика отечественного рынка электронной торговли — это отставание. С точки зрения мобильности пользователей, мы отстаем, с точки зрения развития рынка электронной коммерции — сильно отстаем. Но там, где отставание, всегда есть и высокий потенциал для последующего роста.

Просмотров всего: 982 Просмотров сегодня: 4