Опыт открытия бизнеса: фирма по вывозу мусора

Опыт открытия бизнеса: фирма по вывозу мусора

Вывоз строительного мусора - это отдельное направление бизнеса в сфере утилизации отходов

2013-07-21 08:05:46

Несколько первых минут беседы с директором фирмы Алексеем Симоновым пришлось оговаривать тезаурус: усваивать рабочие термины и подыскивать нежные синонимы для отдельных понятий. Синонимы деликатно уводили от сути. Например, "полигон" оказался попросту подмосковной свалкой. "Мега-стиль" вывозит на полигоны строительный мусор, а коллеги и конкуренты Алексея - все остальное из отходов нашей с вами жизнедеятельности. Действительно все.

Деньги, которые пахнут

- Бешеные цены тут указаны,- Симонов глянул в мои записи.

Перед нашим разговором я пошарил в интернете. Разброс цен показался фантастическим, но и профессионала Алексея удивила циферка - 6 тыс. рублей за вывоз мусора в мультилифте - контейнере на 28 кубометров.

- Что, зашкаливает?

- Сверхогромная цена. Средняя сейчас в городе - 4 тыс. рублей. За шесть - я не знаю, может, какие-то олигархи возят…
Я рассказал Алексею, как в тех же интернет-сводках наткнулся еще и на выражение "инженерные работы". Оказалось, эвфемизм для ассенизации.

- Суперприбыльное направление,- сухо прокомментировал Симонов.- Конечно, сложно содержать эту технику, и она безумно дорогая, но куб этого… - он призадумался над литературным эквивалентом,-…куб фекалий сейчас под $100. А несчастный "КамАЗ" - это 20-25 кубов бочка.

Мы недолго помолчали, посчитав.

- Пусть это отвратительно, но это деньги,- добавил Симонов.

Они знают друг друга в лицо

С Алексеем было приятно говорить: вещи назывались своими именами без эмоциональных комментариев - дело есть дело. Сухость формулировок еще и из прошлого: Симонов - бывший военный. В бизнес этот он пришел 10 лет назад, примерно тогда же подтягивались и будущие конкуренты. Но пути были разные. Кто-то начинал совсем уж со "дна" - разбирал "загрязненный первичный полимер", то бишь пластиковые бутылки из помоек. Симонов такое миновал, сразу стал заниматься транспортом:

- Чтобы нормально конкурировать, надо было сформировать мощный автопарк с исправным подвижным составом. Придумали концепцию и стали двигаться в этом направлении.

- А что за концепция и как родилась?

- Тогда на заводах творился полный беспредел, все рушилось и валилось, были огромные залежи металла, того-сего. Предприятия и рады бы освободиться от хлама, но тогда у них не было возможности платить за вывоз . Мы нашли решение, как и куда продавать металлы, куда - строительные отходы: щебень, камни.

Стройки - как раз профиль "Мега-стиля". Ломают строения, роют котлованы, вывозят оттуда мусор . Родные наши ТБО (твердые бытовые отходы) не вывозят, хотя по сезону приходится заниматься и снегом. Для снежных работ в хозяйстве Симонова есть четыре погрузчика. Еще в автопарке - 16 "КамАЗов" и экскаватор.

- А когда муниципальные власти пустили в эту сферу частников?

- Боюсь соврать,- признался Алексей.- Все помойники знают друг друга в лицо и по именам, все приблизительно в один период формировались-собирались, и я не знаю мусорщиков, которые бы давно, 20 лет назад, организовались… Тогда же все находилось под контролем городских властей, они не давали ничего делать. Потом немножко стали отпускать, и мы начали прорываться.
Тем не менее окончательный раздел сфер влияния как между самими фирмами , так и между частниками и государством произошел примерно в 2002 году.

- Ну, это громко сказано: раздел… - поправился Симонов.- Речь не о том, что вот отсюда не имеют права вывозить конкуренты. Просто рынок стал устойчивым. Можно, конечно, и сейчас прийти в организацию и сказать: я хотел бы у вас вывозить мусор . Но ручаюсь на сто процентов, что люди просто не вытянут ни по ценовой конкуренции, ни по качеству работ.

- То есть на рынок войти уже нельзя?

- Можно. Но нужен бешеный стартовый капитал.

Спокойной ночи, малыши

- Вы говорите: всех знаете в лицо. Сколько в Москве примерно таких фирм ?
- Около сорока пяти. А я знаю около 20 директоров лично.

- У каждой фирмы какой-то конек? У вас строительные отходы, у кого-то, допустим, металл?

- Да нет, металлом-то как раз все занимаются, причем доходит до абсурда: все едут в одни и те же пункты приема "Вторчермета".

- То есть конкуренция. А какие у вас методы борьбы?

- Банальные, даже рассказывать нечего. Это ценовая политика и качество выполнения работ.

По словам Симонова, на столичном рынке вывоза мусора сейчас четыре мощных фирмы -монстра. У них отличная техника, но поначалу они занижают цены, а после двух-трех вывозов, уже привязав клиента, говорят ему: прости, дорожает топливо - и возвращаются на общий ценовой уровень.

Эти монстры могут и удушить, если у кого-то проблемы с техникой: например, кто-то не вывез контейнер вовремя.

- Люди не прощают ошибок. Очень тяжело "малышам".

"Малышами" Алексей по-отечески зовет фирмы, у которых две-три машины, часто старые. Когда "малыши" только договариваются с клиентами, то пытаются убедить в преданности: мол, не подведем, цены у нас маленькие. А машины часто ломаются, приходят не вовремя.

- Когда раз-другой на таких уколются, ищут кого-то постоянного.

У "Мега-стиля" около 80 клиентов. Некоторые находят фирму Симонова по рекламе в газетах, но в основном на него работает имидж, старые подрядчики.

- В строительстве так принято: если мы нашли общий язык с руководителями организаций и они довольны нашей работой, то, переходя с объекта на объект, перетаскивают и нас. Ну и мы идем навстречу: на стройке в любой момент может приостановиться финансирование, они говорят: надо, кровь из носу, вывезти, но платить будем позже. "Малыши" не могут себе такого позволить - сразу захлебнутся и скажут: стоп, мы в стороне. А мы можем сделать работу вперед, и когда у строителей стабилизируется ситуация, они рассчитаются.

Так что "малышам" жизни нет, и чаще всего они вынуждены примыкать к кому-то большому и сильному. Еще и потому, что эта сфера очень криминальная.

"И опасна, и трудна"

В штате "Мега-стиля" - 32 водителя, два экскаваторщика, несколько слесарей. Понятная проблема столичных пробок решается благодаря тому, что водители с большим стажем знают все объезды и выезды. А есть еще и оптимизация маршрута.

- Мы принимаем заказы до определенного часа, после этого сводим к минимуму передвижения по городу, чтобы машину не гонять туда-сюда в разные концы.

За тем, как машины ездят, следит целый отдел безопасности. Симонов объяснил, зачем отдел еще нужен:

- Во-первых, в Москве очень распространено воровство контейнеров. Новый 28-DEFIS кубовый мультилифт стоит 90 тыс. рублей. Некоторые граждане, прикрываясь тем, что якобы возят мусор , на самом деле просто крадут контейнеры. Среди них, кстати, есть и нечистые на руку представители муниципальных организаций. Зачем тратить 90 тыс., когда можно купить сворованный за 27 тыс.?

На каждом грузовике "Мега-стиля" установлен GPRS-передатчик, как на охранной сигнализации. Когда приходит заказ, видно приблизительно, в каком районе машина и есть ли на ней контейнер.

Датчик на контейнере нужен и для другого: правительство увеличило штрафы за несанкционированный сброс мусора (50 тыс. рублей и более), а водители порой не прочь сэкономить: заезжают в глухой подмосковный лесок и вываливают хлам там.

- Если поднимается кузов, мы знаем, что происходит либо снятие, либо загрузка контейнера, либо он мусор сваливает. Если это населенный пункт или лес, то, естественно, выезжает группа быстрого реагирования, чтобы не пришлось расплачиваться…

Однако выезжать приходится и по более серьезным поводам: бывают нападения на водителей. Новый "КамАЗ" с установкой - сладкая наживка: стоит он 1,350 млн рублей.
Наконец, в ведении службы безопасности - клиентская база: кто что вывозит. Некоторые пытаются выкинуть "втемную" опасные отходы.
- Ну, у нас есть специальное разрешение на вывоз ядовитых и особо опасных отходов. Люди обучаются, а отходы такие принимают на определенных полигонах - не каждый их разместит.

Пикник на обочине

- А как вы вообще со свалками работаете?

- Заключается договор с полигоном, выкупаются талоны по кубатуре или тоннажу, и уже на основании этих талонов мы вывозим в определенное место мусор. Соответственно, выдаем клиенту оправдательный документ, что он не выбросил мусор за ворота.

Предпочтительнее полигоны - поближе к Москве, но тут все непросто. Алексей рассказал, что подмосковные свалки уже перенасыщены, они все отдаляются и отдаляются от столицы.

- А утилизация? - задал я, как оказалось, самый больной и для Симонова, и для этого бизнеса в целом вопрос.

- Ей мало кто занимается. Если бы давали возможность приобретать землю под организацию таких заводов, можно было бы взять фирменное оборудование в лизинг, но не дают же…

- А в принципе это хорошая перспектива развития?

- Конечно. Нет же цели - тупо перевозить. Мы идем-то к одному - не заниматься связью между городом и помойкой, а замкнуть этот цикл: самостоятельно забрали, самостоятельно переработали, переработанное можно продать как сырье.

Проблема в организации заводов упирается в и без того сложные отношения мусорщиков с государством. Это еще и очень нежелательный клиент.

- Некоторые закажут вывоз , а потом исчезают, не заплатив, в недрах города-героя. Методов воздействия на них мало, они требуют стопроцентного выполнения договорных обязательств с нашей стороны, а сами…

- Часто кидали?

- Бывало. Этим занимается служба безопасности и арбитражный суд.

- А может с госорганизациями вообще не работать?

- В условиях конкуренции не хочется терять клиента,- вздохнул Симонов.- Но когда слышишь: заказало правительство Москвы - это все…

Мечта о заводе по переработке мусора - давняя. Существует определенная программа, позволяющая не засорять территорию вокруг такого предприятия. Можно организовать и станцию перевала. Это в переводе со сленга мощный пресс, к которому приезжают машины с повышенным тоннажем. Мусор там спрессовывают до 4 кубометров и вывозят совсем другой объем. Меньше возни, суеты, не надо часто отстаивать очередь на полигоне… Опять же - сплошные препоны.

- Понимаете, люди хотят строить заводы по утилизации: есть и технологии, и бизнес-планы, и мы готовы помогать городу. Помимо того, что это и так-то помощь, мы просто можем отдавать часть прибыли на социально-экономическое развитие района, где будет завод. Но позиция властей очень жесткая, они стараются в это дело никого не пускать. Очень тяжело выбить землю, а нужна территория в пределах 2- 3 км от Москвы, чтобы оптимизировать маршруты движения. А пока очень хитрые схемы: власти отдают землю в аренду на 49 лет, но в любой момент могут все тормознуть. К тому же себестоимость аренды такова, что это просто невыгодно - никто не станет ездить туда за такие деньги. Естественно, все боятся делать капитальные вложения, брать кредиты под это дело. Если бы не тормозили - все давно было бы.

"Бывают странные сближенья". Почти сразу после разговора с Алексеем Симоновым я случайно наткнулся в дневниковой книге покойного артиста Олега Ивановича Борисова на запись: "На любой станции - свалки мусора: обертки, бутылки… Удивительная нация - гадящая себе же под ноги. Если б разрешили открыть свое дело, сделал бы заводик по переработке мусора. Был бы процветающим человеком - даже если б отчислял государству 99,9% прибыли".

Борисов умер более 10 лет назад. Заводиков до сих пор нет.

Просмотров всего: 16050 Просмотров сегодня: 2