Упрощенка заканчивается

Упрощенка заканчивается

Кампания по переходу налогоплательщиков на новую упрощенную систему налогообложения вступает в решающую фазу

2012-01-30 09:00

До окончания срока, отведенного Заключительными и переходными положениями Закона №4014 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности" для подачи заявлений о переходе на "упрощенку", остались считаные дни.

Ввиду наплыва желающих перейти на новую "упрощенку", руководство налоговой службы еще на позапрошлой неделе приняло решение продлить рабочий день подразделениям, принимающим заявления, в будние дни до 20.00 и обязало их выходить на работу еще и по выходным с 9.00 до 16.00.

А 16 января председатель ГНСУ Александр Клименко подписал распоряжение №4 "О проведении проверок", в соответствии с которым "для создания благоприятных условий налогоплательщикам по принятию заявлений о применении упрощенной системы налогообложения" командировал на период 17-25 января специалистов центрального аппарата в региональные ГНА.

Не обладая, видимо, чрезмерной фантазией, главный налоговик страны решил помогать налогоплательщикам путем проведения проверок подведомственных органов. Что, возможно, в данном случае на самом деле является наиболее действенной мерой (до 30 января департамент налогообложения физлиц должен обобщить материалы проверок и доложить о их результатах Клименко, который, видимо, как-то на них отреагирует).

К 16 января в целом по Украине предприниматели подали более 487 тыс. заявлений (без учета заявлений юрлиц) о переходе на новую "упрощенку" (486,7 тыс. "единоналожников" уже выданы свидетельства). Что составляет более 38% плательщиков единого и фиксированного налогов, числившихся на конец 2011 г. При этом количество отказов, по данным ГНСУ, оказалось мизерным - 450, или 0,1%.

Любопытно, что в разных регионах активность предпринимателей очень сильно варьируется. Если, скажем, в Луганской и Николаевской областях к 16 января заявления о переходе на новую "упрощенку" подали, соответственно, 72% и 73% общего количества "упрощенцев", работавших в этих областях в конце 2011 г., то во Львовской и Ривненской областях - лишь по 21%. Видимо, сказывается длительность выхода из новогодних праздников…

Интересно также, что решения об утверждении ставок единого налога (для плательщиков I и II групп) успели принять почти все местные советы. Не принявших лишь 18 из 11432 по стране ("притормаживают" в основном Крым, а также Киевская и Донецкая области).

Впрочем, положения Закона №4014 выписаны настолько хитро, что вряд ли позволят "упрощенцам" из этих 18 общин воспользоваться минимальными ставками, предусмотренными Кодексом: они в принципе не ограничивают местные советы сроками утверждения ставок, но при этом предусматривают их введение в действие 01.01.12 г. - в том числе "зад­ним числом".

Как показала практика, львиная доля предпринимателей при переходе на "упрощенку" выбирает работу по схеме, предусмотренной Кодексом для II группы "единоналожников" .

Несмотря на скромное количество отказов в переходе на "упрощенку" и благодушное настроение пресс-службы Минфина по поводу процедуры перехода, без проблем это дело не обходится. Причем именно позиция Минфина является катализатором этих проблем!

Довольно странной выглядит позиция, согласно которой оценивать наличие или отсутствие у плательщика права перейти на новую "упрощенку" (или в какую-либо группу "упрощенцев") предлагается на основании результатов деятельности за прошлый год, когда действовало совсем другое законодательство, имевшее, соответственно, совсем другие ограничения.

Ведь вполне обычной является ситуация, при которой "единоналожник" занимался в прошлом году, скажем, десятью видами деятельности. Согласно новому Закону, один из них попал под запрет. Разумеется, многие согласятся отказаться от такого вида деятельности (а зачем, в противном случае, в заявлении указываются виды деятельности, которыми плательщик намерен заниматься?).

Однако, исходя из комментария пресс-службы Минфина, налоговики должны, на основании несоответствия такого плательщика требованиям Налогового кодекса, отказать ему в регистрации. Что, кстати, и произошло с нашим читателем только в связи с наличием у него лицензии (разрешительного, но не обязывающего документа) на торговлю алкогольными напитками!

Абсурдности этой ситуации добавляет еще и тот факт, что в Законе о новой "упрощенке" четко прописана ответственность "единоналожников" за нарушение условий ведения деятельности.

Эта ответственность весьма выгодна для государства (лица, работающие на общей системе, платят в разы, а то и на порядок меньше) и обременительна для самих плательщиков - что для физлиц (обложение по ставке 15% "грязного" дохода, полученного при нарушении условий ведения деятельности), что для юрлиц (двойная ставка единого налога).

Вряд ли кто-то пойдет на такие нарушения, находясь в здравом уме и твердой памяти… Однако налоговики и здесь следуют излюбленным чиновничьим путем: "Запретить и не пущать!"

Минфин - об отсутствии проблем

"Относительно регистрации плательщиками единого налога I группы следует заметить, что ст.291 Налогового кодекса определены критерии для плательщиков единого налога I-IV групп.

Таким образом, к плательщикам единого налога I группы могут быть отнесены физлица-предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и (или) хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем доходов которых в течение календарного года не превышает 150 тыс.грн.

Таким образом, физлица-предприниматели, которые платили единый налог в 2011 г., могут быть отнесены к I группе плательщиков единого налога только при соблюдении вышеуказанных требований.

Согласно положениям п.299.9 Налогового кодекса, основаниями для принятия органом ГНС решения об отказе в выдаче субъекту хозяйствования свидетельства плательщика единого налога является, в частности, несоответствие такого субъекта хозяйствования требованиям ст.291. Следовательно, никаких проблем для регистрации налогоплательщиков, которые работают или намерены работать на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, не существует."

Из сообщения пресс-службы Минфина

Письмо читателя

"На протяжении 11 лет ООО "ТВИНЗ" является плательщиком единого налога. Общество осуществляет несколько видов деятельности (медицинская практика, обслуживание и ремонт электроустановок, сдача в аренду недвижимости, деятельность в сфере ресторанного хозяйства). Изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс Законом №4014, нас полностью удовлетворяли.

Однако при подготовке заявления о желании общества продолжить работать на упрощенной системе работники Славянской ОГНИ сообщили нам о невозможности в дальнейшем оставаться на едином налоге по причине (как было заявлено представителями налоговой службы) того, что мы (в соответствии с п.291.5.1) занимаемся продажей подакцизных товаров (у общества имеется лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками в объектах общественного питания).

Предприятие не может согласиться с такой трактовкой норм Налогового кодекса… О неправомерности такого подхода налогового органа также свидетельствует тот факт, что деятельность в сфере ресторанного хозяйства прямо указана для II группы субъектов хозяйствования, которые применяют упрощенную систему налогообложения (пп.2 п.291.4).

Вряд ли можно предположить, что законодатель, закладывая эту норму в Кодекс, предусматривал, что в ресторанах, кафе, барах будет запрещено реализовывать алкогольные напитки, и при этом они будут нормально функционировать. Такая трактовка норм Кодекса противоречит самому содержанию понятия акцизного налога, порядкам его начисления и уплаты, которые даны в разделе.

С уважением, директор ООО " ТВИНЗ" В.Бурлачка

(публикуется с сокращениями)

Максим Войцеховский, менеджер отдела налогового и юридического консультирования консультационной компании КПМГ в Украине

- Налоговый кодекс установил ограничение, согласно которому юридические лица и физические лица - предприниматели, осуществляющие продажу подакцизных товаров, не могут быть плательщиками единого налога.

Согласно п.215.1, к подакцизным товарам относятся, в частности, алкогольные напитки и пиво. Закон "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" к продаже алкогольных напитков относит также розничную торговлю ими в розлив в ресторанах, кафе и т.п.

Очевидно, исходя из вышеприведенных норм, представители налоговых органов считают нарушением условий новой упрощенной системы торговлю алкогольными напитками заведениями ресторанного типа.

Ранее, согласно Указу Президента №727 от 03.07.98 г., упрощенная система была несовместима только с оптовой продажей подакцизных товаров. Тогда как розничную плательщики единого налога могли осуществлять. Именно поэтому до 2012 г. налоговики не оспаривали их право работать на упрощенной системе и осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками. Сейчас же любая продажа подакцизных товаров должна происходить вне упрощенной системы (кроме розничной продажи пива и столовых вин, которая разрешена только физлицам-"единоналожникам"). Следует согласиться с автором письма, что этот вопрос требует вмешательства законодателя.

Однако, с формальной точки зрения, предприятию, я считаю, не могут отказать в удовлетворении его заявления о переходе на упрощенную систему только на том основании, что у него есть лицензия на торговлю алкогольными напитками. Ведь наличие лицензии еще не означает, что предприятие будет фактически осуществлять такую торговлю. А даже если и будет и если трактовать это как нарушение условий пребывания на упрощенной системе, то у предприятия еще остается право завершить текущий квартал, работая на "упрощенке".

Ведь, согласно п.298.2.3 Кодекса, при осуществлении видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему, плательщики обязаны перейти с упрощенной системы на общую с 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором осуществлялись такие виды деятельности.

Но доход, полученный от таких видов деятельности, будет облагаться налогом по двойной ставке единого налога (6% - для плательщика НДС или 10% - для неплательщика). Поэтому в случае отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога такой налогоплательщик имеет полное право обжаловать отказ в административном или судебном порядке.

Поддержите независимые научные исследования донатом. Мои знания открыты для всех, потому, что они касаются каждого. Но добыча знаний требует денег. Ваши пожертвования открывают для всех нас путь к новым знаниям

Пополнить банку на независимые научные исследования

Просмотров всего: 17058 Просмотров сегодня: 12

Фукуяма: Украина не имеет другого варианта будущего, кроме интеграции с Европой

Фукуяма: Украина не имеет другого варианта будущего, кроме интеграции с Европой

Банки боятся остаться без денег

Банки боятся остаться без денег