Технологии Бизнесса
Реальные деньги за виртуальный товар: как создать успешный интернет-магазин
Интернет торговля кажется простой и понятной, но это только на первый взгляд. В реальном онлайне такая же конкуренция и борьба за покупателя, как и у прилавка обычного магазина
Подводные камни интернет-торговли раскрывает опытный предприниматель. Сегодня мы разговариваем с основателем интернет-магазина Закировым Тимуром. Как за небольшие деньги в глобальной сети можно организовать поставки, продажи и потихонечку раскрутиться.
Расскажи анкетные данные твоего интернет-магазина: когда, зачем, почему?
Интернет-магазину 4 года. Первая версия магазина была создана в 2004 году на основе немецкого движка доработанного мною и программистами. Сейчас работает уже третье переиздание. Я сразу решил продавать свою продукцию через интернет, потому что онлайн-рынок не потребует тех вложений, которые требуются в оффлайне.
Так что «настоящий» магазин появился гораздо позже. В то время у меня еще не было выхода на Индию и других поставщиков, поэтому я обращался в челябинские магазины и выставлял их товары у себя. Адрес родился сразу, поскольку, создавая онлайн-магазин, я излазил весь интернет - в основном лондонские и немецкие сайты.
Опыт зарубежных коллег помог мне создать российский онлайн-бизнес на европейском уровне. Также из этих источников я узнал про такие приспособления, как бонги, и понял что в России подобной продукции я не видел вообще, так что решил сразу зарегистрировать этот домен. Сначала выхода непосредственно на бонги у меня не было, поэтому я пробовал продавать курительные трубочки, различные пепельницы и футболки.
И сразу бойко пошла торговля?
Вначале торговля получалась как хобби, на первых порах никакой прибыли не было – что получал, то сразу тратил на оборот. Потом после визита в Москву, когда я посмотрел на опыт конкурентов, начал думать, как можно все развить так, чтобы дело начало приносить деньги.
Москвичи начали торговать бонгами позже меня, но, возможно, их материальные возможности позволили им раскрутиться быстрее.
Как ты налаживал систему доставки? Самостоятельно пришлось разбираться с этим?
Это была школа жизни для меня. Мы с моей девушкой Натальей (она одновременно мой компаньон) вдвоем сами узнавали все детали. Например, приходили на почту, спрашивали, как отправлять товар наложенным платежом, то есть узнавали все эти бюрократические моменты.
А где ты заказывал товары, пока не вышел на Индию?
Сначала заказывал в Москве трубки и аксессуары, а бонги впервые заказал в Германии – около 16 разнообразных бонгов, которые я быстро продал. На тот момент больше заказывать не стал, поскольку не был уверен в потребителе.
Что мне не понравилось – половина из них после продажи наложенным платежом вернулись назад, то есть их не выкупили на почте. Получается, я оплатил их доставку до региона получателя и обратно.
Потом я сталкивался с этим еще несколько раз, и сейчас мы нашли способ такого общения с клиентом, который позволяет выявить, так скажем, серьезность намерений насчет покупки. И это помогает практически ста процентам товара быть выкупленными.
Как вышел на поставщиков?
Вначале я вышел на Германию, но не стал далее работать из-за высокой себестоимости продукта. Затем я нашел индийских представителей курительной культуры, мы стали переписываться и договариваться о совместной работе.
В итоге мой ломанный английский плюс их ломанный английский дает хороший результат. Сначала это был просто перепродавец, грубо говоря, а сейчас мы вышли на производителя!
А как ты контролируешь бракованную продукцию?
Кстати, в последней партии, которую мы получили – около 10% товара было бракованно. Это неконтролируемый процесс, он решается путем лучшей упаковки непосредственно в стране экспортера (Индии). Намного большие проблемы доставляет таможня.
В Челябинске, например, нам сказали открытым текстом, что «у них растамаживают тоннами морковь и лук, а кальяны в последний раз растамаживали в 2005 году, а про бонги они вообще ничего не слышали». Поэтому для партии из Индии устроили тщательный досмотр. Так что приходится искать наименее сложные пути.
Расскажи про офлайновый магазин
В настоящей реальности магазин появился на полтора года позже, чем виртуальный. Я арендовал место в магазине и разрекламировал свой отдел через интернет.
Продажи в нем идут, товара не хватает, многие люди из регионов хотят работать под нашим брендом, но у нас пока не хватает ни активов, ни желания сотрудничать со всеми. Пока что на первом месте – развитие розничной торговли через интернет.
И все-таки предпочтение ты отдаешь онлайн-коммерции. Почему?
Через интернет продавать гораздо легче, чем в реальности, потому что для реального бизнеса требуются большие вложения. За небольшие деньги в глобальной сети можно организовать поставки, продажи и потихонечку раскрутиться.
Сейчас это для меня больше школа – когда-нибудь я запущу пять таких проектов, и они все будут работать независимо. В чем большой плюс электронной коммерции – минимизация затрат на рабочий штат (30% расходов компаний – это фонд заработной платы), а также на аренду торговых площадей.
Большой плюс виртуальной торговой площадки - это полная интеграция в уют конкретного человека, потому что, как правило, совершая покупку онлайн, человек находится в благоприятной домашней обстановке и предрасположен лучше воспринимать информацию о нужном ему продукте.
Благодаря такому подходу повышается уровень рентабельности подобных продаж, а также уровень восприятия информации. При таком раскладе ничто не мешает запускать подобные магазины и держать марку.
Не лучше ли все силы перенести в оффлайн на собственный тематический магазин?
Я считаю оффлайн-торговлю менее перспективной из-за ее малого географического охвата. Наши клиенты живут на севере и в странах СНГ, я считаю что это хорошее проникновение и брендинг нашей марки. В какой-то момент это позволит создать сеть магазинов по всей России и обеспечивать рекламную поддержку этих онлайн-магазинов.
Если сравнить прибыль, где она больше – в оффлайне или онлайне?
Онлайн приносит конечно больше. Но все же сохраняется проблема, что у нас в России не развита система оплаты по кредитным карточкам – для того, чтобы совершить онлайн покупку, требуется много трудозатрат.
Поэтому народ предпочитает пойти в реальный магазин, увидеть товар своими глазами, пощупать своими руками и купить. Но за последние пару лет ситуация сильно изменилась – теперь уже многие предпочитают делать покупки из дома. Также в северных регионах люди зачастую не могут приобрести что-то у себя в городе, поэтому прибегают к услугам онлайн-магазина.
Да, но для того, чтобы получить бонг, присланный по почте, точно так же нужно выйти из дома
Только потому, что наш потребитель не готов платить лишнюю сотню-две за доставку товара до двери дома. Я предоставляю возможность выбора как оплаты, так и доставки. Российский потребитель в своем большинстве предпочитает оплатить товар на почте, скорее всего из-за низкого доверия к предоплате.
Моя задача – вызвать своим интернет-магазином доверие у покупателя и понимание того, что каждый заказ важен для нас: мы работаем для потребителя и пытаемся полностью понять его.
Да. Придумываем и вкладываем в это сами. У нас много рекламы на тематических ресурсах. Мы уделяем много сил и средств поисковой оптимизации. Есть конечно и скидки. Есть бесплатная доставка для заказов на определенную сумму.
Бонус в виде фирменных стикеров, я думаю, порадует наших покупателей. Сейчас пытаемся поработать с Москвой – появился интересный партнер. Заказы, пришедшие на сайт из Москвы, мы перенаправляем этому партнеру, он обрабатывает заказ, а мы получаем процент с продажи.
Доходность растет?
Доходность на большом уровне, но суммы, с которыми мы оперируем, пока небольшие. Обороты растут, но не в геометрической прогрессии.
Есть кредиты, которые гасятся, есть расходы на товар, много платежей. Наложенный платеж доставляет свои проблемы – мы отсылаем товар, а деньги за него получаем только через месяц. Соответственно, все надо рассчитывать так, чтобы завтра у нас были деньги на закупку нового товара.
Я считаю, что по интернет-продажам я достиг хороших результатов. В Челябинске я не знаю людей, которые добились каких-то ощутимых результатов в плане электронной коммерции. А если они есть, то не афишируют свою деятельность, потому что их продукция, скажем так, не для широкого круга людей.
Но у тебя есть конкуренты. Как вы делите рынок?
Из-за конкуренции рынок пришлось поделить таким образом: москвичи занимаются немецкими бонгами, я занимаюсь индийскими бонгами.
Они работают в более высокой, а я в более низкой ценовой категории. Как раз сейчас наступает момент, когда придется чем-то жертвовать – вкладывать деньги в рекламу, заниматься поисковой оптимизацией, снижать цены на товары, чтобы суметь конкурировать и оставаться в числе трех лидеров.
Основные 80% интернет-потребителей – это Москва и Питер, и моя задача – иметь представителей в этих городах. Такие знакомства и связи в столице и стране-поставщике помогут мне развить любой другой бизнес.
Потому что на Челябинск я бы не стал делать ставку: в моем онлайн-магазине процент покупателей из Челябинска – не более двух.
Привлекаешь к работе специалистов со стороны?
Да, аутсорсинг нас вполне устраивает: юридические услуги, технические специалисты…
Вообще, окупился проект сразу же. Но я считаю, что ожидаемую прибыль проект начнет приносить еще только через год. Российский онлайн-потребитель еще полностью не сформировался, но все к этому идет.
Ведь что может быть удобней, чем откинувшись на кресле, за пару кликов заказать то, что тебе хочется? Мне хочется заниматься тем, чего еще нет в России, что соответствует моим вкусам, что принесет непосредственно мне эстетическое удовольствие. Я не буду продавать то, в чем я не разбираюсь.
Я бы не стал заниматься онлайн-коммерцией, если бы не имел богатого опыта работы в интернете. Если полностью не разбираешься в том, что делаешь, и не можешь объяснить всем вокруг, как это нужно сделать правильней всего, то я думаю онлайн-коммерция не для вас.