Новые поступления



Собственное производство в супермаркете: особенности ведения бизнеса
2013-07-21 08:19:19
3
2826

Собственное производство в супермаркете: особенности ведения бизнеса

Для кого-то это - дополнительный способ заработка, для кого-то – объективная необходимость. Один ритейлер контролирует таким образом качество продуктов на полках, другие - привлекают покупателя и его лояльность. Организация собственного производства в продуктовом магазине очень актуальна, как и все, что помогает делать деньги

 

Собственное производство – неотъемлемая составляющая любого современного супермаркета. Наличие кулинарии, собственной выпечки и кондитерского цеха необходимо рассматривать как атрибут эффективного функционирования.

Продукты легкого приготовления" сегодня более чем популярны - спрос на полуфабрикаты уже сформирован априори, не говоря уже о готовой кулинарии. Если говорить о пекарном отделе, то здесь покупателей привлекает аромат свежеиспеченного хлеба и хрустящая корочка хлеба, который рождается прямо на глазах покупателей. Ну и наконец, торговая точка, которая предлагает, в первую очередь, эксклюзивность – особенный продукт, сложно-воспроизводимый, сложно-копируемый конкурентами, т.е. имеет, например, уникальную рецептуру или способ производства и купить который можно только здесь, выгодно отличается от своих конкурентов.

Масштабы, выбор его вида, а также ценовая категория оборудования могут быть разными – в зависимости, опять таки, от цели, которую преследует ритейлер, от имеющихся в его распоряжении мощностей, ресурсов и смелости браться за что-то новое.

Продвижению такого вида продукции могут способствовать также смена ассортимента, а также разнообразные маркетинговые акции. Это может быть, например, конкурс на лучший рецепт фирменного салата, в котором анонимно участвуют все пожелавшие показать свои умения сотрудники сети.

В результате собственное производство выглядит довольно привлекательным объектом для инвестирования. «Продукты собственного производства зачастую имеют дополнительную ценность для покупателя, поэтому они не выступают как заменители основного набора товаров. Таким образом, дополнительный доход сети обеспечивается путем увеличения каждой категории. Например, в стандартном магазине продажи хлебной продукции стандартного ассортимента составляют около 2%, после установки собственной пекарни за счет расширения ассортимента продажи увеличиваются более чем в два раза – до 4-5%.

По мнению экспертов, правильно организованное производство обеспечивает около 20 % оборота супермаркета, а его рентабельность может достигать 70 %.

Однако не всем форматам собственное производство показано в одинаковой мере: в некоторых случаях оно может создать больше проблем, чем преимуществ. В первую очередь, это относится к дискаунтерам, предлагающим узкий ассортимент продуктов и товаров на ограниченной площади. Для магазинов возле дома экономически оправданно создавать производство в местах с пропускной способностью от 2000 человек в день, обеспеченных мощностью в 140 – 150 киловатт. В небольших форматах (от 300 кв.м.) рекомендуется организация мясных и салатных цехов (производство при этом организуется на базе одного магазина, его продукция распространяется на 2-3 точки).

Инвестиции в цеха относительно невелики и окупаются почти всегда. По обобщенным данным, доля произведенной в магазине продукции в ассортименте супермаркетов составляет до 8%, в обороте – до 12%, в прибыли –18-50 %.

Прежде чем начинать свое производство, необходимо определиться с масштабами производства, его разновидностями и ассортиментом в рамках каждого отдела. Многое здесь зависит от цен на сырье и деятельности в этом сегменте ближайших по расположению конкурентов.

Основными видами собственного производства являются: кулинария (гастрономия), мясной, рыбный отдел и пекарни, кондитерские отделы.

Уровень продукции определяют следующие критерии: ассортимент продукции, качество разделки (выпечки или приготовления) и маркировки, фасовка, температурный режим хранения готовой продукции, сроки годности и знания персонала супермаркетов о данных изделиях.

Практика показывает, что каждая сеть изобретает свой способ сэкономить на производственных издержках, инвестируя в инновационные подходы. Так, например, "Мосмарт" применяет нехарактерное для мини-пекарен бестарное хранение муки в силосах, что существенно снижает себестоимость производимой продукции. В мясном производстве внедрена технология обвалки полутуш в вертикальном положении на подвесном пути, что снижает трудоемкость работы обвальщиков. Сырье на производства магазинов поступает ежедневно, и товарные запасы на складах не превышают суточного объема. Это позволяет значительно снизить издержки, связанные с их хранением. Использование пароконвектоматов (тепловое оборудование) последних моделей стоимостью более $2000 – 3000 позволяет снизить потери при изготовлении кулинарной продукции на 17 – 22%.

Главное при организации мясного отдела – это оперативность. Хорошо, если мясной цех находится сразу «за стенкой», что позволяет контролировать необходимый объем вырабатываемой продукции в разрезе ассортиментных позиций, не "затоваривать" и в то же время не допускать отсутствия самых ходовых позиций.

Салатное производство является высокодоходным, в силу того, что издержки очень невелики (доля в обороте от 40% при запуске уже через 3 месяца снижается до 8% и далее до 5%, в отличие от мясного производства, где издержки составляют, как правило 7-10 %). Организация этого производства не требует больших площадей- достаточно 20 кв. м, на которых можно уместить 2 разделочных стола, бытовую плиту и овощерезку и 1 прилавок. Хороший ход здесь – переход к организации салат-баров, т.е. прилавков с открытым доступом к продукции, ведь общеизвестно, что переход к самообслуживанию - это самый простой способ увеличения оборота.

Основа пекарского производства - точное соблюдение технологий, отличное сырьё и качественное оборудование. Продукция этого производства, т.е выпечка хороша тем, что покупатель, не планируя совершать покупку, все равно покупает ее, его привлекает аромат и вид свежеиспеченного хлеба.

Создание собственного кулинарного, кондитерского или мясного цехов начинается с проекта. Сначала проводится маркетинговое исследование, входе которого определяются предпочтения целевой аудитории, разрабатываются будущий ассортимент, топовые и эксклюзивные позиции, производится оценка необходимой производительности предприятия, планируемых объемов продаж и частоты поступления сырья в цеха.

Следующим этапом является правильный выбор оборудования для производства. При его выборе нужно определиться с масштабами производства – будет ли это мини-цех или производство, способное обслуживать несколько магазинов.

Все эксперты сходятся в одном: уменьшить затраты и сохранить душевное равновесие при создании собственного производства проще, если обратиться к поставщику оборудования еще на этапе строительства супермаркета. Ведь для организации производственных цехов требуется достаточная площадь, наличие определенных коммуникаций и соответствующих электрических мощностей. Кроме того, необходимо, чтобы все эти помещения соответствовали нормам СЭС и пожарников.

Оборудование для производства опытные ритейлеры советуют покупать импортное итальянское или немецкое)– оно дорогое, но качественное. Дешевое же оборудование быстро ломается, это приведет к простоям в производстве, а значит и к финансовым потерям.

Стандартный набор оборудования зависит не только от вида, но и от объема производства.

Для мини-пекарни с ассортиментом до 15 наименований с полным циклом производства хлеба и кондитерских изделий понадобятся: мукопросеиватель; тестомесильная машина; тестоделитель; формовочная машина для круассанов и багетов; расстоечный шкаф; подовая или ротационная печь; кондитерские столы и тележки. В то же время для пекарни с ассортиментом свыше 15 наименований производительностью до 250 килограммов кондитерских и хлебобулочных изделий в час типовой набор необходимого оборудования будет включать уже не 7, а 16 позиций. Для работы кулинарного цеха потребуется тепловое, холодильное, механическое и нейтральное оборудование.

Стоимость организации собственного производства зависит от того, какого типа будет производство, также от ассортимента, от производительности цехов, от технологий и т. д. В среднем. Затраты на оборудование составят около 30 % от общего оснащения магазина. Для супермаркета площадью порядка 1500 кв. м. необходимые инвестиции в оборудование кулинарного производства полного цикла составят от 30 000 до 55 000 евро. Стоимость оснащения пекарни полного цикла с производительностью от 2000 кг/сутки будет в пределах 100 000 евро, при занимаемой площади 100 кв. м. Стоимость оснащения пекарни, работающей на полуфабрикатах, составляет от 5 000 до 15 000 евро.

И наконец, после выбора оборудования следует нанимать персонал, который будет работать на производстве. Сотрудников, прежде чем они приступят к работе, необходимо обучить.

Кроме этих пунктов, специалисты советуют обратить внимание постановку системы учета и организацию системы защиты от краж персонала.

 

По материалам: openbusiness.ru
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев