Новые поступления



Бизнес на семечках: плевое дело
2013-07-21 08:17:55
2
2798

Бизнес на семечках: плевое дело

Семечки продукт культовый, их любят все. Хотя их нельзя назвать ни едой, ни закуской, все же в 2000 году их окончательно причислили к снекам. Тогда-то зарабатывать на этом продукте стали многие производители

Как сделать бизнес на семечках

 

Сегмент фасованных семечек по- настоящему воспрянул в 2004–2005 годах. Сухарики к тому времени успели в значительной мере исчерпать потенциал роста, а их производители в своих изысках дошли до использования вкуса красной и черной икры. Зато семечки только набирали обороты. Потребитель стал взыскательнее к калибру и сорту, а производители то ли вспомнили, то ли прозрели, что семечки — это полезный для здоровья продукт, и стали писать об этом на пакетах, подыгрывая потребительскому интересу. Рос рынок и количественно: если в начале 2000-х семечки обжаривало 15–20 компаний по стране, то теперь в каждом регионе России — по пять–шесть производств. Сейчас темпы роста этого рынка в стоимостном выражении составляют 11–16% в год, а сегмент под названием «прочие снеки», куда входят и семечки (наряду с горохом, водорослями и пр.), занял 50,7% рынка снеков. Его объем оценивается в 1,4 млрд долларов.

Новых игроков в этот бизнес влечет прежде всего его простота и низкий входной порог, перешагнуть который под силу обладателю даже 100 тысяч долларов. И, конечно, практически полное отсутствие на рынке федеральных брэндов, которые могли бы подпортить игру мелким производителям на местах.

Бизнес на семечках представляет собой небольшой цех с печью для обжарки и расфасовочной линией. Чтобы открыть такое производство, не нужно много знать, достаточно приобрести оборудование и сертификаты. Отечественное оборудование , включающее печь и линию по фасовке мощностью 50 тонн в месяц можно приобрести за 50 тысяч рублей. Импортное производительностью 150–160 тонн в месяц, будет стоить от 350 тысяч. Еще 50 тысяч долларов уйдут на покупку первой партии сырья в объеме минимум 30 тонн (кондитерские сорта подсолнечника стоят от 30 рублей за килограмм), аренду помещения и прочие расходы. В целом, получается, что открыть производство можно имея капитал в 100 тысяч долларов. Правда эти расчеты верны только для регионов. По оценкам подмосковных игроков, первоначальные вложения составят все же не менее 500 тысяч долларов. И тем не менее, бизнес этот уникальный, хотя бы потому что отбить вложения можно уже через три месяца. Семечки товар востребованный и оборотистый. Отпускная цена на килограмм фасованной семе
чки достигает 70 рублей в регионах, а в Москве — порой и 100. Кроме того, дистрибьюторы готовы даже брать товар по предоплате у зарекомендовавших себя производителей.

Но по всем оценкам опытных предпринимателей, миллионов здесь не заработаешь. Те, кто занялся им всерьез, купили себе машины и дома — но это потолок, утверждают эксперты. Впрочем, тем, кому позарез нужен свой бизнес, а денег не много, выбирать не приходится: они зубами хватаются за возможность удачно «стартануть».

Обсуждать будущее своего бизнеса мелкие игроки не торопятся.

Их бизнес полностью зависит от поставщиков сырья, с которым на этом рынке главная проблема.

Дело в том, что летом сырье может закончиться, переходящих остатков на следующий сезон не будет. Крупные компании начнут продавать сырье мелким по «бешенным» ценам, фактически выдавливая их с рынка.

Сезонный дефицит сырья может усугубляться и плохим урожаем. Хуже всего приходится именно мелким производителям, которые вынуждены скупать все подряд у поставщиков, в том числе и некачественное прогорклое сырье, пролежавшее месяцы на складе.

Понятно, что больше всего шансов подмять под себя рынок — у сельхозпроизводителей. Обжарщики и фасовщики тоже не прочь пойти в сельское хозяйство, но найти свободные земли и научиться выращивать капризную культуру уж точно сложнее, чем жарить.

Что касается федеральных производителей, которые обжаривают от 500 тонн в месяц, то планы у них вполне амбициозны – увеличить объемы и двинуть в соседние области с прицелом охватить всю страну, выстраивая федеральные бренды.

Правда «чужаков» на местные рынки пускают неохотно. . По крайней мере, если речь идет об основном канале сбыта семечек — магазинах шаговой доступности и ларьках. К слову, по оценкам игроков рынка, через них «прокачивается» до 90% фасованных семечек.

Кроме того, у региональных производителей, помимо связей на своей территории, есть и более весомое преимущество —низкая цена, непреодолимый барьер для тех, кто привык работать с высокой маржей в премиальном сегменте.

Проще всего федеральным игрокам проникать на местные рынки через сети, хотя пока этот формат торговли и не дает больших оборотов на рынке фасованной семечки. Вход туда даже для крупных компаний — не самоцель, а скорее возможность рекламировать свой товар.

Между тем ритейлеры, согласившиеся допустить семечки на свои полки лишь два года назад, успели оценить их оборачиваемость. Поэтому почти все они уже торгуют семечками под собственными торговыми марками. Понятно, что сети традиционно заявляют цены на продукцию под собственной торговой маркой на 10–40% ниже, чем в среднем по рынку. А бывает и так, что крупные ритейлеры пытаются снизить цену на продукт производителя до такой степени, что они вынуждены отказаться от такого сотрудничества. В общем и целом, условия сети выдвигают жесткие, а порой даже не приемлимые для производителей.

Что же касается рекламной стратегии производителей семечек, то в условиях усиливающейся конкуренции рынка, игрокам приходится использовать разные методы продвижения, порой придумывая абсолютно инновационные приемы.

Так, компаниям «Регион» и «Раздолье» удалось расширить рынок сбыта, уговорив «Роспечать» ( а это 700 отделений по краю) ввести семечки в свой ассортимент. Кроме того, «Раздолье» намерено продвигать семечки еще и на спортивных и развлекательных мероприятиях типа футбольных матчей и пивных фестивалей. При этом компания пытается убедить потребителя, что семечки- это не сорный продукт, занимаясь разработкой специальной упаковки, которая состоит их двух стаканов, одни из которых предназначен для шелухи. Таким образом «Раздолье» пытается вывести семечки в кинотеатры. И положительный опыт сотрудничества уже есть с «ЦентрФильмом» в Москве. Единственное, чего опасаются кинотеатры, так это то, что продажи семечек затмят продажи попкорна.

Но и это еще не весь арсенал средств продвижения компании на рынок. В запасе есть еще один ход: в сетевых супермаркетах, которые пока еще не успели стать для производителей семечек полноценной рекламной ареной, «Раздолье» собирается проводить промоакции с участием девушек, выряженных старушками, да еще с холщовыми мешками.

В общем, на этом рынке многое зависит от рекламной стратегии игроков. По прогнозу экспертов, уже через два-три года крупные компании, способные грамотно продвигать свой продукт, вытеснят с рынка мелких производителей. И к 2010 году рынок будет уже поделен между несколькими федеральными брендами.

 

По материалам: openbusiness.ru
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев